Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 69 человек

Советы учителя-дефектолога: Как активировать речь ребёнка.

Дата: 11 ноября 2019 в 14:59
Автор: Махнач Н. Ф.

Как активировать речь ребёнка.

Составила: учитель-дефектолог О.Н.Третьякова

      Все обращения ребенка, даже тогда, когда он пользуется только жестом, следует переводить в речевое общение. Так, если ребёнок, выражая просьбу, протягивает руку к какому-нибудь предмету и молчит, взрослый должен оформить её словесно: «Тебе куклу дать? Скажи: дай куклу». Если ребёнок молча подходит и выставляет ногу, всем своим видом показывая, что ему надо надеть ботинок, взрослый не должен сразу выполнять просьбу ребёнка, лучше предложить сказать ему, что нужно: «Скажи, что тебе нужно». Полезно давать детям поручения и  такого рода: «Маша, пойди попроси у мамы чашку, скажи «дай чашку» и принеси её мне». После того, как ребёнок выполнит поручение, надо, особенно во втором полугодии второго года жизни, спросить, что он принес, куда ходил, где взял.

      Слова, которые ребёнок слышит ежедневно, быстро запоминаются им. Надо использовать любую возможность для развития речи ребёнка. Так при подготовке к завтраку, обеду или ужину, при  кормлении малыша следует называть свои действия, предметы, которые ставятся на стол: «Это чашка для папы, это чашка для мамы, это маленькая чашечка для Маши». Через некоторое время малыш, подражая взрослым, будет и сам говорить эти слова, ставя посуду на стол.

    Для стимуляции речи ребёнка нужно задавать ему вопросы, на которые взрослый первое время  отвечает сам. Разбирая кроватку  ребёнка, спросить его: «Куда Маша сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Постепенно ребёнок будет отвечать на такие вопросы сам, у него будут вытесняться из речи упрощенные слова.

Вызвать речевую активность  можно и следующим образом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает малыша: «Это котенок?» такие провоцирующие вопросы вызывают  у ребёнка желание поправить взрослого, назвать предмет правильно.

    Разговаривать с ребёнком надо о тех предметах, которые привлекают его в данный момент, или о тех действиях, которые он совершает. Например, собираясь на прогулку, бесполезно говорить с малышом об игрушках. Лучше обратить внимание на то, что надо надеть кофту, шапку, сапожки и т.д..

     На прогулке ребёнок видит вокруг себя много новых, незнакомых, таких привлекательных для него предметов. Вот малыш увидел автомобиль. В этот момент и нужно сказать ему, что это машина, она едет, гудит, что она красного цвета. А дома после прогулки спросить, что он видел на улице.

     К концу второго года с ребёнком можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он уже хорошо знает. Это развивает не только речь, но и память.

    Обогащение словарного запаса должно идти за счёт не только существительных или глаголов, но и других частей речи. Двухлетние дети могут усвоить некоторые качества и свойства предмета – круглый, мягкий, твердый. Поводом для знакомства  малыша с новым качеством предмета может быть  любая ситуация. Так, укладывая дочь спать, мать может сказать: «У нашей Маши кровать большая, а у куклы кроватка маленькая». Указывая на величину, необходимо, чтобы предметы, предлагаемые для сопоставления, находились рядом, чтобы ребенок видел их: где большая чашка, где маленькая, где большая ложка – где маленькая. Следует ребёнку указывать и на цвет предмета. Дочери купили новое платье. Мать ей говорит:«Какое красивое платье у Светы. Красное!».

   Для формирования речи на третьем году жизни важное значение приобретает развитие ориентировки в пространстве. Ребёнка в этом возрасте интересует все, что он видит вокруг, начинается пора бесконечных вопросов: «Что? Почему? Зачем?». Вопросы ребёнка недолжны оставаться без ответов. Получив ответ, малыш чаще обращается к взрослым, что в свою очередь развивает его речь.

    На третьем году жизни ребёнок уже знаком со многими предметами – это игрушки, одежда, посуда, продукты, мебель, т.е. те предметы, которые он постоянно видит, которыми пользуется. Однако он еще не всегда знает, как эти предметы называются, для какой цели служат, как ими пользоваться.  Взрослые должны не только называть окружающие ребёнка предметы, но и указывать на их назначение, обозначать некоторые свойства и качества. «Это лопата. Ею копают землю. Это сольница. В неё насыпают соль». Ребёнок не сразу начнет использовать новые слова в речи. Сначала он научится находить их среди других. И лишь при многократном повторении  он включит эти слова в свой активный словарь. Чтобы проверить, как ребёнок усваивает новые слова, понятия, надо через некоторое время спросить его, что это за предмет, зачем он нужен.

    Активный и пассивный словари ребёнка этого возраста довольно бедны прилагательными. Поэтому следует обращать его внимание на цвет предметов, величину, форму. Вот вы принесли из магазина покупки. Не надо торопиться выкладывать их на стол. Это надо сделать вместе с дочерью или сыном. Вынимая из сумки, например, фрукты, надо спросить: «Что это? Какого цвета? Какой формы?». Рассматривая вместе с малышом цветные иллюстрации, картинки, следует спрашивать, что изображено на картинке, какого цвета, размера, формы  предмет. Если ребёнок не знает, то назвать должны сами взрослые. Если на картинке изображено несколько одинаковых предметов, но разные по величине или цвету, то надо спросить, похожи ли предметы, чем отличаются.  Так ребёнок будет не только запоминать и усваивать величину и цвет предмета, но и научится сопоставлять, сравнивать, объединять сходные предметы.

   Расширению  словарного запаса, уточнению значений слов помогают совместные игры взрослого и ребёнка. Так взрослый, рассказывая, что  он делает, одновременно обращается к ребенку с вопросами: «Сейчас мы построим дом для куклы. Из красных кубиков мы сделаем стены. Из каких кубиков будем строить стены?»  Все это будет формировать у ребёнка коммуникативные необходимые  навыки.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.