Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 69 человек

Роль родителей в развитии речи детей 6-7 лет.

Дата: 30 сентября в 17:25
Автор: Махнач Н. Ф.

Роль родителей в развитии речи детей 6-7 лет.

                                                                                                 

                                              Составила: учитель-дефектолог специальной группы для детей с ТНР О.Е.Гарашко
    Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка — одна из важных задач в общей системе работы по обу­чению родному языку.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по­знать действительность, полноценнее будущие взаимоотно­шения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и неред­ко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
   В 6—7 лет  дети, имеющие недостат­ки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчи­выми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.
Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребёнка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
В семье ребёнка понимают с полуслова, и он не испыты­вает особых неудобств, если речь его несовершенна. Посте­пенно расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите  ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
    Особую значимость вопрос о чистоте речи приобре­тает с приходом ребёнка в учреждение общего среднего образования. В учреждении общего среднего образования недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.
С первого дня пребывания в учреждении общего среднего образования ребёнку прихо­дится широко пользоваться речью: отвечать в присут­ствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.
   Особенно важное значение имеет правильное чистое про­изношение звуков и слов в период обучения ребёнка грамо­те, так как письменная речь формируется на основе устной.
Между чистотой звучания детской речи и орфографи­ческой грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они гово­рят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.
   На что же следует обращать внимание в организа­ции домашних занятий? Как правильно помочь ребён­ку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.
 Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: от­клонения в развитии зубов, неправильное расположе­ние верхних зубов по отношению к нижним и др. Что­бы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вов­ремя обращаться за советами к стоматологу, ортодонту, устранять дефекты, лечить зубы.
    Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слы­ша речь, отдельные слова, звуки, ребёнок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном сниже­нии слуха он лишается возможности нормально воспри­нимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо обе­регать слух ребёнка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
  Родители должны беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
  Взрослые должны помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначен­ные детям школьного возраста.
   Ребёнок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы -  взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.
  Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребёнком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
   Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем до­школьном возрасте, нельзя «подделываться» под детс­кую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать сво­евременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребёнка частое употребление слов с уменьши­тельными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребёнок неправиль­но произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не сле­дует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хва­лить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
  Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устра­нить только при помощи специалистов, учителей-дефектологов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно про­износит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо под­ходить очень осторожно. Нельзя ругать ребёнка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить, за­мыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять непра­вильно произнесенное ребёнком слово. Лучше дать об­разец его произношения.
   Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книгу, рас­сматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пере­сказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом слу­чае не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем ука­зать на ошибки, дать образец.
    Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иног­да на них трудно найти правильный ответ. Но укло­няться от вопросов ребёнка нельзя. В этом случае мож­но пообещать дать ответ, когда ребёнок поест (погуля­ет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш по­лучит правильную информацию, увидит в лице взрос­лого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.
   В семье для ребёнка необходимо создавать такие ус­ловия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, полу­чал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интерес­но рассказывать.
 
  Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребёнка к письму.
 
 
Упражнения для развития артикуляционного аппарата
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.
 Раз-два-три-четыре-пять,
Мы идем, идем гулять,
Все лопаточки возьмем
И в песочницу пойдем.
У меня лопатка —
Широка да гладка.
 
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются  зубов.
Ты любишь пить чай?
Тогда не зевай!
Рот открывай,
Чашку доставай.       
 
«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Раскрывай пошире рот
 И тяни язык вперед.
Раз, два, три, четыре, пять —
 Стрелку будем выполнять.
 
Динамические упражнения для языка.
 
 «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть язы­ком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Цок-цок-цок!
Мы все сказали,
Как лошадки поскакали.
 Вот лошадки поскакали,
Язычок, поцокай с  нами
Эй, а где ж улыбка?
 Зубки и «прилипка».
 
«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз ниж­нюю челюсть.
У Антошки есть гармошка.
Поиграй-ка нам немножко.
 
«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
Старательно красим: назад и вперед,
 Я улыбаюсь, а язык не поймет,
Как твердое небо он выкрасит в срок?
Давайте покрасим скорей потолок!
Маляр торопился
 И кисть уволок.
«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох, какое объеденье!
Очень вкусное варенье!
Язык широкий положи
 И края приподними.
 Оближем верхнюю губу —
 Варенье очень я люблю.
Всем на удивление
Вкусное варенье.
 Кто любит варенье,
Делает движение —
 Губу оближи,
Язычок покажи.
 
Упражнения для губ.
 «Заборчик». Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Улыбнись и ты,
Покажи зубки крепкие твои.
Мы покрасим дощечки
И поставим вот так.
 За забором утки ходят
И кричат кря-кря!
Шире рот открыли мы,
Зубы показали
 Губы растянули,
В улыбке утонули.
 
«Трубочка». Выпячивать губы вперед бочкой.
Чи-чи-чи, как трубачи,
Все потянем губочки
 И покажем трубочки.
 «Хоботок». Вытягивать сомкнутые губы впе
Посмотрите,  это кто? Это слоник с хоботком.
 
Упражнения для пальчиковой гимнастики.
«Дом»
Разведенные книзу паль­цы опираются на стол.
 
«ЗАЙЧИК»
Указательный и средний пальцы разведены, безымян­ный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.
Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся паль­цы собраны в кулак — ту­ловище.
 
Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях).
 «Строим дом»
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх — это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем — сначала прямым, затем согнутым). Взрослый читает стихи:
Целый день тук да тук.
Раздается звонкий стук.
 Молоточки стучат,
Строим домик для зайчат.
 Молоточки стучат,
Строим домик для бельчат.
 Этот дом для белочек,
Этот дом для зайчиков.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.