Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 69 человек

Игры на развитие речи

Дата: 5 октября 2017 в 15:57, Обновлено 28 ноября 2017 в 09:39

Игры на развитие  речи.

  1. Игры на развитие фонематических процессов:

«Подумай, не торопись»

    Предлагается придумать слово, которое начинается на последний звук слова лук; какое слово получится, если к но- прибавить один звук; составь такое предложение в котором все слова начинались бы на звук М (мама моет Машу мочалкой); найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У; подбери слова, чтобы первый звук был К, а последний Ш и т.п.

«Про двух зайчат»

Слушая сказку, ребенок помогает найти нужные слова:

   «Однажды утром зайчата Лута и Лута отправились в лес. Захотелось по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть нет ли поблизости речки, чтобы рыбу наловить. Чтобы принести домой какую-нибудь рыбешку, Лута взяла с собой то, что в названии имеет звук Р (ведро), а Лута взял с собой то, что в названии имеет звук У (удочку). Ласково пригревало солнышко. Зайчата шли-шли и вышли на тропинку, видят из под кустов выползает кто-то, а название его короткое ,мало звуков, и среди них есть звук У. Кто же это? (уж)  Поздоровались с ужом, пошли дальше. Вскоре подошли к речке, стали рыбу ловить. Вначале вытащили большую рыбу, в названии которой есть звук С. (сом)  затем стала попадаться рыба помельче, в названии ее тоже слышится звук С. Кто отгадал? (сазан, ставрида) Дома зайка-мама и зайка-папа накормили малышей вкусным обедом: название первого блюда начиналось на звук У (уха), на второе зайчата получили капусту, а на третье – любимое заячье лакомство, в названии которого есть звук М (морковь). А потом малыши взяли игрушки: Лута – круглую, как шар, с коротким названием (мяч), а Лута – игрушку, в названии которой есть звук К. (кукла)

А имя своей кукле он подобрал со звуком О. Вот и вся история»

«если б мы были художниками»

   Давайте представим, что мы с вами художники, будем рисовать картину, на которой изображен сельский домик. Стены уже готовы, а мы с вами будем подрисовывать детали, в названиях которых должны быть звуки Р или Рь. Можно рисовать вместе с ребенком.

  1. Игры на развитие слоговой структуры

«Магазин игрушек» (игрушки: бегемот, машина, собака, кукла, ослик, мишка и т. п.)

Взрослый предлагает купить игрушку с заданным количеством слогов, например, два. Дети покупая игрушки, должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей слова.

«Кто в каком домике будет жить»

Взрослый чертит на доске, листе, песке, земле квадраты:

Каждый квадрат, обозначает одну часть слова. В этих домиках-квадратиках будут жить животные.

По ходу игры задаются вопросы, которые заставляют детей размышлять над слоговым составом слова и его строением (почему название одного и того же животного можно разместить во всех трех домиках: лис, лиса, лисица?И т.п.)

  1. Звукопроизношение

  Произнесение различных чистоговорок и скороговорок. Также как тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно)

  1. Игры на развитие грамматического строя речи

«Один и много»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном падеже. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах.

Пример:  стол – столы,  шапка – шапки.

 «Посчитай-ка (от 1 до 5)»

Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.                                                                                                        Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки, пять ложек.

«Чего не стало?»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже.                               Пример: предложить ребенку несколько картинок, затем их перевернуть или закрыть (по очереди) и задать вопрос – «Чего не стало?», ребенок должен вспомнить и назвать  картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)

«Измени предложение»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и  предложении.

Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп,      ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп,          Они едят суп

«Назови ласково»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Пример: лодка – лодочка, забор – заборчик, носок – носочек

  1. Игры на развитие связной речи.

  Работа по развитию связной речи у детей является синтезом всех предыдущих речевых упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря ребенка, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

  Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда?Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игровое упражнение «Если бы...»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

  • «Если бы я был волшебником, то ...»
  • «Если бы я стал невидимым ...»
  • «Если весна не наступит никогда ...»

Игровое упражнение «Закончи сам»

Цель — развитие у детей воображения, сказочной речи.

  Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

учитель-дефектолог Третьякова О.Н.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.