Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 69 человек

Родительский всеобуч: Развитие речи дошкольника в домашних условиях

Дата: 23 января в 14:28, Обновлено 23 января в 14:30
Автор: Махнач Н. Ф.
Родительский всеобуч
«Развитие речи дошкольника в домашних условиях»
                                                                                                                                  Составила: учитель-дефектолог Е.Н.Ломако

 Уважаемые родители!

        Всем нам хочется, чтобы его ребенок говорил правильно, грамотно и уверенно, ведь в дальнейшем это поможет ему быть хорошим собеседником, добиваться своих целей и быть успешным человеком.
Как все мы знаем, развитие речи формируется у ребенка с детства. Особое внимание этому придается в детском саду, но без помощи родителей справиться  нам будет очень тяжело.
        Большую часть дня дети слышат речь воспитателя, а придя вечером домой - родителей. И если ваша речь звучит грамотно, то и ребенок будет стараться копировать ее. Старайтесь как можно чаще уделять внимание своему ребенку и много разговаривать с ним.
Речь ребенка  старшей группы должна быть:
-грамотной;
-понятной;
-выразительной;
-осмысленной;
-богатой….
Это идеал. А что же получается на самом деле?
Вот проблемы современных детей:
- односложная речь, состоящая из одних простых предложений;
- бедная речь;
- недостаточный словарный запас;
- слова – «паразиты»;
- замусоривание речи: употребление нелитературных слов и выражений как результат просмотра телевизионных передач, не предназначенных для детского просмотра;
- неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос;
- неспособность пересказать текст и построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему;
- неумение использовать интонацию (выразительность);
- плохая дикция, которая потом скажется на письме…
          У вас, родители, есть основания для беспокойства за речь вашего ребенка, если:
- он недостаточно хорошо понимает вашу речь и ваши просьбы;
- ребенок неактивен в речевом общении, предпочитает молчать;
- искажает слоговую структуру слов, например, вместо велосипед – выписед, лосипед;
- неправильно произносит звуки или вообще их пропускает в словах (корова – коова);
- не может связно рассказать о происходящих событиях;
- у него ограничен бытовой словарный запас (мало сведений о предметах и явлениях, непосредственно его окружающих);
- ребенок не может сгруппировать и назвать предметы по одному обобщающему признаку, одним словом, например, овощи, одежда);
- затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним;
             Уважаемые родители,   вот несколько правил, выполнение которых поможет вам, развивать речь своего ребенка в домашних условиях без особых затруднений.
1.Старайтесь больше разговаривать со своим ребенком, задавайте вопросы и старайтесь, чтобы он на них отвечал как можно более подробно.
2. Учите ребенка правильно строить предложения, делая их распространенными.
3. Если ваш ребенок говорит не правильно, не ругайте его за это, а просто повторите фразу, акцентируя внимание своего чада на правильности высказывания.
4. Если у вас ребенок «почемучка» - старайтесь отвечать на его вопросы полным ответом. Для того чтобы ребенок быстрее запомнил все вами сказанное, покажите ему картинки, прочитайте детскую энциклопедию или посмотрите вместе познавательный фильм данной направленности, а в конце услышанного, прочитанного или увиденного - задайте ему встречные вопросы.
5. Если ребенок вам очень часто задает вопросы - никогда не оставляйте их без ответа, обязательно поощряйте это стремление, ведь именно так он старается познакомиться с окружающим его миром и войти с ним в контакт.
6. Если ребенок к вам подошел с вопросами, а вы сильно устали или у вас много дел, старайтесь не подавать вида, не показывайте этого, не отправляйте его в другую комнату поиграть и не просите оставить вас. Не дайте ему заподозрить вас в том, что в данный момент он вам не интересен и у вас нет желания с ним общаться, ведь тем самым вы отталкиваете  его и он может замкнуться.
7. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления от увиденного, о которых он мог бы рассказать не только вам, но и другим.
8. Для того  чтобы у ребенка хорошо развивалась речь – играйте с ним: попросите перебрать крупу, разобрать пуговицы по цвету, размеру, обрывайте, сминайте, скатывайте бумагу, рисуйте пальчиками, лепите и т.д. Ведь от развитости пальцев рук зависит его речь.
9. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не критикуйте его с глазу на глаз и тем более при посторонних, это может нанести ребенку психологическую травму и ребенок перестанет в дальнейшем вам доверять.
10. Ограничивайте время проведения ребенка за компьютером и просмотром телевизора, лучше вместе с ним заняться прочтением художественной литературы или просмотром иллюстраций, ведь все это приучит его быть усидчивым.
11. Хвалите чаще свое чадо, но не перехваливайте.
12. Больше играйте с ним в игры по развитию речи.
13. Проявляйте интерес к его жизни в саду.
14. По дороге домой из детского сада всегда интересуйтесь событиями, которые запомнились ему за данный день.
                    По дороге домой вы можете с пользой для ребенка поиграть в игры по развитию речи.
А сейчас мы с вами поиграем в эти игры.
Например:
1. «Отгадай предмет по его частям»
- Четыре ножки, спинка, сиденье.
- Корень ствол, ветки, листья.
- Носик, крышка, ручка, донышко.
- Корень, стебель, листья, лепестки.           
2. «Кто что делает?» Родитель называет  разные слова, а ребенок подбирает к ним глаголы действия.
Муха – летала, жужжала, надоедала.
Машина – ехала, остановилась, везла.
Морковь – росла, зеленела.
Макароны – варились, лежали, жарились.
Мышка - бежала, пищала.
Мальчик – прыгал, бегал, рисовал, лежал, играл.
3. «Кто кем был?» Взрослый называет предмет или животное, а ребёнок отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом,                               хлеб – мукой,
лошадь – жеребёнком,                         шкаф – доской,
корова – телёнком,                               велосипед – железом,
дуб – жёлудем,                                      рубашка – тканью,
рыба – икринкой,                                  ботинки – кожей,
яблоня – семечкой,                               дом – кирпичом,
лягушка – головастиком,                     сильный – слабым,
бабочка – гусеницей,                            взрослый – ребёнком.
4. «Найди лишнее слово» Родитель называет 4 слова. Например, пальто, шуба, куртка, платье. Задача ребенка найти лишнее слово, назвать его  и объяснить свой ответ: пальто, шуба и куртка – это верхняя одежда. Платье к ним не относится.
5. «Назови 5 слов» Взрослый называет любой согласный звук, а ребенок должен назвать 5 слов, которые начинается с этого звука.
6. «Кто может совершать эти действия?»
Родитель называет глагол, а ребенок называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
7. «Один – много» Взрослый называет имена существительные в единственном числе, а ребенок называет существительные во множественном числе.
Пример:
Стол – столы,             стул – стулья,
Гора – горы,               лист – листья,
Дом – дома,                носок – носки,
Глаз – глаза,               кусок – куски,
День – дни,                 прыжок – прыжки,
Сон – сны,                  гусёнок – гусята,
Лоб – лбы,                  тигрёнок – тигрята…
         В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.
         Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.