Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Цель этой даты – подчеркнуть
необходимость помощи людям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их
жизни.
Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни.
Это расстройство характеризуется преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций, ограниченностью интересов и повторяющимся репертуаром действий. Кроме диагноза детский аутизм, особое внимание уделяется расстройствам аутистического спектра, то есть расстройствам, объединяющим все варианты схожих состояний, при которых отмечаются более мягко выраженные признаки и симптомы. У определенной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме,
нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. В основе заболевания лежит проблема формирования социальных навыков, связанная со сферой взаимодействия.
Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные
родители уже в младенчестве замечают характерные особенности. Дети с аутизмом, подрастая, становятся подростками с аутизмом, а затем и взрослыми
Проявления аутизма
К трем годам окончательно складываются основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая
отрешенность, негативизм, поглощенность странными впечатлениями, экстремальные трудности организации
взаимодействия и жесткая стереотипность (стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия).
Группы обязательных для постановки диагноза симптомов:
нарушения социального взаимодействия –
ребенок ведет себя так, будто настроен «на свою волну», может не проявлять интереса к играм других детей, его бывает сложно заинтересовать чем-то, не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми, не улыбается в ответ на улыбку, не реагирует на свое имя;
нарушения коммуникации – ребенок поздно начинает говорить, может не использовать жесты, зачастую кажется, что он не слышит обращенные к нему слова, избегает контакта «глаза-в-глаза»;
своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов – ребенок играет в игрушки необычным образом, может часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться;
особенности восприятия – ребенок может быть очень чувствительным и с трудом переносить шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п. Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности, снижена болевая чувствительность, это приводит к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред