Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 69 человек

Значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности современного дошкольника.

Дата: 10 ноября в 14:01, Обновлено 10 ноября в 14:03
Автор: Махнач Н. Ф.

Значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности современного дошкольника.

(из опыта работы воспитателя дошкольного образования Селицкой А.В.)

Тема нравственного воспитания детей, их развития, безусловно, волновала общество во все времена. Нравственное воспитание дошкольников представляет собой одну из самых сложных задач в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Необходимым условием совершенствования нравственного воспитания является формирование высокой моральной культуры среди подрастающего поколения.

Одним из направлений нравственного развития ребенка является воспитание культуры поведения. Правила хорошего тона должны вводиться уже в дошкольном возрасте и продолжаться в течение всего детства. Основываясь на навыках культурного поведения, ранее приобретенных детьми, необходимо научить понимать смысл и значение определенных правил этического поведения человека и раскрывать их в доступной форме.

В настоящее время необходимо переосмыслить подходы, определить цели и задачи, выбрать содержание нравственного воспитания и оценить уровень нравственно-этического воспитания дошкольника.

Как показывает практика, организация нравственного воспитания в современном обществе находится на недостаточном уровне. Работа по воспитанию культуры поведения в образовательных учреждениях детского сада хаотична, зачастую по этой проблеме нет системы в планировании.

В современном обществе рамки семьи стремительно растут за пределами улицы, города и страны. Ребенок открывает мир человеческих отношений, различных видов деятельности и социальных функций людей.[22, c.50] Он действительно хочет присоединиться к этой взрослой жизни, активно участвовать в ней, которая ему пока недоступна. Он стремится к самостоятельности.

Это противоречие порождает ролевую игру - самостоятельную детскую деятельность, которая имитирует взрослую жизнь.

Сюжетно-ролевая игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, «определяет наиболее важные изменения психологических характеристик личности ребенка. Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки. Но нравственное развитие также определяется тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой степени игровая деятельность предлагает такое усвоение.

Для анализа проблемы нравственного формирования в процессе игровой деятельности рассмотрим структуру игры:

1) Игра в целом. В игре не различают разные планы отношений с детьми: план сюжетно-ролевых отношений и план игровых отношений, который гарантирует распределение ролей и атрибутов игры, которые корректируют выполнение роли.

Считается, что ребенок, который представляет нравственные отношения между людьми в акте, усиливает их. Следовательно, в данном случае это организация игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и взаимоотношений, то есть должны быть созданы особые игровые ситуации, в которых ребенок воспроизводит и закрепляет этические представления.

2) Игра как средство активного и эффективного проникновения ребенка во взрослую жизнь. Игра является обязательным условием для ребенка, чтобы открыть межличностные отношения. Потребность в осознании определяет существование двух типов отношений в игре: отношения детей к объектам и отношения между персонажами. [14, c. 73]

Принимая любую роль в игре, дети должны вступать в определенные отношения, которые не ограничиваются действиями с объектами. Отсутствие путей таких отношений, с одной стороны, и необходимость их использования, с другой, являются движущей силой ребенка для проникновения в мир межличностных отношений.

Посредством игрового действия педагог должен ввести правила социального поведения в области представлений ребенка. Изменение сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только с точки зрения знаний, но и в развитии нравственных качеств ребенка. Поэтому содержание игры является решающим фактором формирования нравственного характера ребенка.

Сюжетно-ролевая игра не может появиться, если ребенок не знает взаимоотношений людей, которых он представляет. Вопрос в том, можно ли присваивать их моральное содержание в процессе игры детей в сюжетные отношения.

Если обратиться к процессу формирования нравственного поведения, например, представления нравственного содержания, раскрытию нравственной значимости, реализации знаний в значимой ситуации, то получается, что второй из компонентов выступает в сюжетно-ролевых отношениях. [11, c. 118]

Фактически, одним из условий реализации любой роли является присвоение ребенком ее содержания. Принимая разные роли, дети, меняя отношение, могут научиться подчеркивать опыт других людей. Поэтому стремление к нравственным действиям у детей возрастает.

Ребенок, который постоянно играет все роли в игровой ситуации, действительно меняет свою позицию - это называется «эмоциональная децентрация», то есть способность выделять другие переживания, которые происходят с другими людьми не только  из-за смены позиции, но также и потому, что смена позиции приводит к необходимой и возможной координации различных точек зрения в сюжетно-ролевых играх детей. Но полная координация становится возможной только в высокоразвитых играх.

На нижних уровнях координация разных точек зрения различна, поскольку сюжетно-ролевые отношения имеют разную природу. Учитывая огромную важность сюжетно-ролевых игр для формирования личности дошкольника, более подробно рассмотрим уровни развития ролевых отношений:

1. На самом низком уровне роли не названы, а дети не называют себя именами людей, роли которых они на себя взяли. Хотя в игре есть разделение функций детей по ролям, дети не становятся друг к другу в типичные отношения для реальной жизни.

2. Намечается разделение функций. Роль зависит от реализации действий, связанных с этой ролью.

3. Появляются особые действия, которые передают характер отношений другим участникам игры. Появляется специальная ролевая речь, предназначенная для друга в соответствии с его ролью и ролью друга.

4. Выполните действия, связанные с отношениями с другими людьми, роли, которые играют другие дети. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь имеет явный ролевой характер, она определяется ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена. Раскрытие ребенком нравственного значения отношений невозможно, потому что ребенок действует под влиянием - он действует как взрослый. [21, c. 126]

Существенная сторона роли появляется в игре как объект, который точно отражает идеи ребенка, как способ глубже погрузиться в реальность взрослого мира. «Манипуляции» ребенка соответствуют познавательным потребностям ребенка, которые сосредоточены на сфере межличностных отношений.

Чтобы это моральное содержание действительно стало ориентиром для поведения ребенка, его необходимо учитывать при выполнении реальных задач, в которых ребенок действует от своего имени, а не из-за той роли, которую он играет в игре.

Некоторые исследователи считают, что основным источником нравственного развития детей являются отношения, которые складываются вокруг сюжета. Эти отношения понимаются как сложная система, включающая отношение каждого ребенка к роли, выполнение ролей другими детьми, в то же время «оценка» этих отношений к личности других детей и оценка этой личности. Этот комплекс представляет собой реальные отношения в игре.

Уровень развития этих отношений связан со структурными особенностями сюжета и степенью развития игровой активности в этой команде. По мнению А.В. Запорожца существует два сюжетно-ролевых игровых плана:

- сюжетно-ролевые отношения; - реальные отношения по поводу игры.

Сюжетно-ролевые отношения, являющиеся своего рода материальным этапом, на котором моделируется сфера межличностных отношений, в первую очередь определяют развитие у дошкольников способности различать и лучше изучать те аспекты их отношений с другими детьми, которые руководствуются моральными нормами. [24, c. 52]

Чтобы сформировать гуманные проявления у дошкольников, мы наметили следующие пути: развить у детей способность понимать состояние человека, настроение по выражению лица, интонации речи, движения, эмоциональные реакции; стимулировать эмоции у дошкольников, выражая чувства, дружелюбное и заботливое отношение к людям. Решение этих проблем осуществлялось путем включения гуманных проявлений в основное содержание детских игр. Ориентация на воссоздание эмоциональных и моральных отношений людей была достигнута путем введения гуманных проявлений в атрибуты выбранной роли.

Видимо это объясняется тем, что детям 5 лет еще трудно самостоятельно вычленить заботливость, чуткость как компоненты производимых человеком действий и отношения к другим людям.

Мы прибегали к таким приемам обогащения сюжета и содержания детской игры:

- чтение художественных произведений (Л.Толстой «Пожарные собаки», Б.Житков «На льдине», А.Гайдар «Совесть», Н.Носов «Огурцы», В.Голубок «Гордость»);

- проведение дидактических заданий -игр «Отгадай, кто это делает-врач или медсестра», «Сделай комплимент», «Мы- помощники»;

- проведение бесед о труде родителей и других близких взрослых.

Игре «Зоопарк» предшествовали чтение произведений о животных (белке, лисе, тигре, обезьяне и др.); рассматривание картинок; проведение дидактических игр («Кому что нужно?», «Покорми животных», «Отгадай название животного по описанию», «Загадки») и настольно-печатных игр («Зоопарк», «Зоологическое лото», «Птицы и животные»); рассказы о труде работников зоопарка.

Следующий этап сфокусирован на гуманных проявлениях. В этом случае взрослый действовал в соответствующей роли, что позволило им дать детям представление о том, как люди ведут себя, проявляя чувствительность, заботу, готовность поддержать другого в трудных ситуациях, желание выразить сочувствие, реагируя на чужие радость.

Воссоздавая образы в игре, дети часто не могут передать сложность, логическую последовательность действий, отношений, переживаний взрослых и, как правило, передать только индивидуальные, наиболее понятные и запоминающиеся ситуации и отношения.

Чтобы помочь ребенку вычленить в образе характерные для него особенности, черты, достойные подражания, мы старались раскрыть, показать подлинные мотивы поступков взрослых, учитывая, что для формирования у детей способов гуманных проявлений особенно важно, чтобы мотивация ролевого поведения соответствовала его нравственным образцам. Мотивация необходима в связи с тем, что на ее основе у ребенка возникает новая потребность- поступать гуманно.

Эта мотивация помогла детям выделить эмоциональные проявления человека как типичное и характерное поведение и признать их в качестве необходимого атрибута этой роли. Благодаря этой технике ребенок не только обнаружил, что в соответствии с условиями игры он должен быть нежным, но и был готов к этому.

Положительные моменты, которые следует отметить, характеризуют творческую ролевую игру дошкольников где  человеческие проявления для многих детей стали обязательным атрибутом ролевых игр.

Однако необходимо учитывать факты эмоциональной нечувствительности, обнаруженные у некоторых детей. По-видимому, эти дети не концентрируются на эмоциональном проявлении как необходимом моменте игры и поэтому поддерживают ранее характерное игровое воспроизведение игровых действий без соответствующей эмоциональной окраски.

Моделируя человеческие отношения в игровой форме, у детей возникает необходимость установить тесный контакт со сверстниками, в результате чего существует «Детское общество». Оно является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм.

В сюжетно-ролевой игре ребенок начинает чувствовать себя полноценным членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Нравственное воспитание - сложный процесс, безусловно требующий постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых.

Таким образом, ролевая игра для нравственного формирования личности дошкольника неоценима.

Сюжет, содержание и тип ролевых отношений, складывающихся в игре, придают ей чрезвычайно важную роль в нравственном воспитании детей. Для повышения уровня моральных качеств на этапе обучения была разработана и создана серия ролевых игр, направленных на формирование моральных качеств и взаимоотношений людей.

Совместная игровая деятельность безусловно способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

В итоге игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Нами были определены педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста:

- целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми;

- взаимодействие педагога с семьей воспитанника;

- обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.

Основой нравственности непосредственно являются гуманные отношения, а именно: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, забота. Гуманные качества представляют собой единство трех составляющих: представления о нормах человечности, гуманных чувств (сопереживания, сочувствия, помощи), соответствующих действий.

У большинства родителей возникали вопросы по преодолению воли детей: грубость, наглость, непослушание.

Здесь мы использовали потенциал беседы с родителями по вопросу нравственного воспитания ребенка в семье. Целью беседы ставили помощь родителям справиться с трудностями, возникающими при нравственном воспитании ребенка.

Педагог и психолог объясняли родителям, что произвол возникает в результате развития самостоятельности и волевого поведения ребенка, его желания самоутверждаться. Распространенной ошибкой родителей в преодолении воли детей является чрезмерность, в результате чего они не только подавляют волю ребенка, но и достигают абсолютного послушания, разрушают его волю и способность действовать независимо.

Так, в ходе беседы  давались рекомендации по  выбору ролевых игр с моральным содержанием, чтении художественной литературы, дидактических заданиях, а также был проведен разговор с родителями о нравственном воспитании ребенка в семье.

Таким образом, безоговорочно неоценимо значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребенок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.

Список использованных источников

1.Артемова Л.В Формирование нравственных отношений в игре: Иградошкольника /Под ред. С.Л.Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.-286 с.

2. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.

Книга для воспитателей детского сада /Под ред. А.М. Виноградовой -М.: Просвещение, 1989,- 96 с.

3. Буре Р.С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников.- М.: Просвещение, 2006.- 141 с.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966.-№6 – С.62-76

5. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.-М.: АПН РСФСР,1963.-320 с.

7. Козлова С.А. дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1988.- 432 с.

8. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008.- 251 с.

9. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком.-М.: Педагогика 1990,- 156 с.

10. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. Пособие для воспитателей.- М.: Гном, 2000.- 96 с.

11. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М.: Просвещение, 1982.- 128 с.

12. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском детском саду / Под ред. А.Н.вераксы, Н.Ф.Губановой, Т.С.Комаровой.-М.: Мозаика- Синтез, 2008.- 73 с. 54

13. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-2 изд., испр. и доп.- М.: Мозаика – Синтез, 2008.- 80 с.

14. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.- М.: Мозаика – Синтез, 2007.- 80 с.

15. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- 5 изд.,испр. и доп.- М.: Мозаика – Синтез, 2008.- 208 с.

17. Роль игры в развитии дошкольника / Современное дошкольное образование, 2009-№1.- 95 с.

18. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников.- Санкт-Петербург.: Издательство «Детство-Пресс», 2009.- 64 с.

19. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 344 с.

20. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве / Современное дошкольное образование, 2008.-№1.- С.12-20

21. Субботинский В.А. Психология отношений партнерства у дошкольников.- М.: 1996.- 144 с.

24. Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для Социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2010.- 64 с

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.