Оказание специальной помощи ребёнку в детском саду.
Интервью заместителя заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №18 г.Лида»
Гавриловой Оксаны Викторовны и учителя-дефектолога специальной
группы для детей с ТНР – Третьяковой Ольги Николаевны.
Г.О.В.: «Мой ребёнок не такой как другие его сверстники» - эту фразу можно часто слышать из уст родителей, стоит ли беспокоится по этому поводу или это всё беспочвенные домыслы – в этом нам поможет разобраться учитель-дефектолог Третьякова Ольга Николаевна. Что же такое нарушение развития?
Т.О.Н.: Нарушение развития у детей это любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых психических функций, например, развития речи. Нарушения развития делятся на всеобъемлющие, при которых ребенок отстает в развитии по многим показателям (например, при аутизме), и специфические, при которых отставание наблюдается по какому-либо одному показателю (как, например, при общем недоразвитии речи).
Г.О.В.: Когда родители обеспокоены развитием своего малыша, куда им можно обратиться в первую очередь?
Т.О.Н.: Получить консультацию по данному вопросу можно у специалистов любого учреждения дошкольного образования или в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, тут же можно пройти психолого-медико-педагогическое обследование малыша на комиссии, которое проводится с согласия и в присутствии законных представителей ребёнка.
Г.О.В.: Какие документы на комиссию должен предоставить родитель?
Т.О.Н.: Для проведения психолого-медико-педагогического обследования в центре законным представителем представляются следующие документы:
- выписка из медицинских документов, которая выдаётся педиатром;
- справка врача-психиатра о наличии или отсутствия психиатрического учета;
- педагогическая характеристика, представляемая учреждением (организацией), если ребёнок обучается или воспитывается в нём.
Г.О.В.: Что выявляется на комиссии?
Т.О.Н.: В ходе обследования устанавливается структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с приблизительными возрастными нормами компетентности ребенка в основных сферах жизнедеятельности.
Г.О.В.: Вот вы говорите «возрастные нормы развития», но каждый же ребёнок развивается по-своему, в разных социальных условиях, можно ли их приравнивать к определённому показателю развития?
Т.О.Н.: Это так, все дети неповторимы, но родители должны стремиться к чему-то, для этого учёными и были выявлены данные нормы развития. Установление приблизительных возрастных норм компетентности ребенка в основных сферах жизнедеятельности позволяет оценить, насколько конкретный ребенок опережает сверстников в своем развитии (или, наоборот, отстает от них), это показывает – насколько развитие ребёнка соответствует основным показателям развития детей учебной программы дошкольного образования.
Г.О.В.: Зная эти показатели, какую работу должен осуществлять взрослый?
Т.О.Н.: Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития нуждается в особом подходе. Задача системы образования и всех взрослых, воспитывающих ребенка, содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе развития. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции этого развития, что тяжело не только для взрослых, но прежде всего для ребёнка. А для этого необходимо знать особенности каждого возраста. О которых можно узнать в любом учреждении образования.
Г.О.В.: Вот обнаружены те или иные нарушения в развитии, какие действия родителей дальше?
Т.О.Н.: Если выявлены какие-то нарушения в развитии, то родителям предлагается соответствующая коррекционно-педагогическая помощь в дошкольном образовании. Где возрастные нормы могут быть полезны при разработке программ помощи детям для преодоления имеющихся недостатков в развитии.
Г.О.В.: Какие специалисты дошкольного учреждения помогут родителям преодолеть выявленные нарушения в развитии у детей?
Т.О.Н.:На базе дошкольных учреждений созданы пункты коррекционно-педагогической помощи, где данная помощь оказывается учителем-дефектологом в форме занятий, направленных на исправление нарушений физического и (или) психического развития обучающихся, активизацию их познавательной деятельности, также, данное направление работы осуществляется в открытых в детском саду группах специального/интегрированного обучения и воспитания, в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Г.О.В.: А кто определяет куда лучше идти ребёнку – в пункт или в специальную группу?
Т.О.Н.: Специалисты психолого-медико-педагогической комиссии на основании результатов проведённого обследования определяют заключение и дают рекомендации в которых отражается программа обучения и воспитания, а родитель решает – согласиться с рекомендациями центра или отказаться с предложенной помощью.
Г.О.В.: А при каких заболеваниях возникают нарушения развития у детей?
Т.О.Н.: К детям, имеющим риск отставания развития, обычно относят следующие группы:
1. Дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии. Это нарушения:
- Снижение слуха;
- Слепота, слабовидение;
- Церебральные параличи любой этиологии;
- Хромосомные болезни (н-р: с-м Дауна);
- Врожденные аномалии развития, например такие как: тяжелые органические поражения ЦНС (любой этиологии) атрофии мозга, гидроцефалия.
2. Дети биологической группы риска:
- Недоношенные и маловесные дети, рожденные с массой тела менее 1500 грамм;
- Дети, рожденные на сроке гестации меньше 33 недель;
- Дети, перенесшие асфиксию в родах;
- Дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии.
3. Дети социальной группы риска;
- Дети родителей, имеющих психические заболевания;
- Дети, подвергающиеся насилию;
- Серьезные изменения в поведении у ребенка в результате пережитого стресса;
- Дети родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией;
- Дети малолетних родителей (матерей в возрасте до 17 лет);
- Дети беженцев;
- Другие категории семей группы социального риска.
Поэтому, если вас насторожила данная информация, обратитесь к специалистам центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, находящегося на проспекте Победы, 7, так как чем раньше начнётся оказание помощи в преодолении нарушений развития, тем меньше проблем будет в учебной деятельности, осуществляемой в школе.
Г.О.В.: Спасибо, Ольга Николаевна за предоставленную информацию, мы надеемся, что многие родители примут во внимание важность своевременного оказания помощи своему ребёнку!