Не вредите здоровью.
Ни физическому, ни психическому. Более того, по идее наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако родители часто забывают подумать...
Лучше недожать, чем пережать.
Если колеблетесь, сомневаетесь, наказывать или не наказывать — не наказывайте! Даже если уже знаете, что Вы слишком мягкий, доверчивый и нерешительный человек. Попробуйте иначе...
За один раз — одно.
Даже если проступков совершено сразу множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по-одиночке за каждый. Салат из наказаний — блюдо не для детской души!
Не за счет любви.
Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного Вами или кем бы то ни было — никогда! — подарки и награды священны. Даже если набезобразничал хуже некуда, если поднял на Вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого.
Не мешайте ребенку быть разным!!!
Не казните вдогонку.
Чересчур последовательные родители ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Напомните со словами прощения — или лучше совсем оставьте!.. Есть риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности? Конечно. Но этот риск не так страшен, как риск недоверия и задержки душевного развития. Запоздалые наказания внушают ребенку его прежнее состояние, держат его в прошлом и не дают стать другим.
Не зацикливайтесь!
Наказан—прощен.
Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова.
Не мешайте начинать жизнь сначала!
Без унижения.
Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что наказание несправедливо, оно подействует только в обратную сторону!
Соблюдайте неприкосновенность личности.
Выражая неодобрение, не определяйте человека, не прикасайтесь к личности. Не изрекайте диагноз. Определяйте только поступки, конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо». Не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко». Не предатель и не подлец, а лишь поступил, повел себя...
Наказывать и ругать ребенка нельзя в случаях:
• когда он болен, недомогает или еще не оправился после болезни;
• когда ест;
• после и перед сном;
• во время игры;
• во время учебы, работы;
• сразу после физической и (или) душевной травмы (падение, драка, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам);
• когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, ленью, раздражительностью, с любым недостатком; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость — короче, во всех случаях, когда что-либо не получается;
• когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;
• когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...