Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 69 человек

Роль игрушки в развитии детей раннего возраста

Дата: 1 апреля в 17:10
Автор: Махнач Н. Ф.
Роль игрушки в развитии детей раннего возраста
                                                        Составила: учитель-дефектолог О.Н.Кормилицина
   Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а игрушка её средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушекИгрушки служат средством воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения и предметом проявления детской индивидуальности. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребёнка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребёнка, побуждать его к творчеству.

  Игрушки – это специально изготовленные предметы для обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. В игрушке в обобщённом виде представлены типичные черты и свойства предмета. У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни.

   Игрушкой может быть любой предмет, если он привлекательный и вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него и манипулировать им, доступный для овладения и привнесения в свое жизненное пространство, удовлетворяет возрастным потребностям развития ребёнка, способный стать символическим объектом, на который возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков.

 Для психического развития ребёнка дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, они дают ему положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки, солдатики и куклы. Такие игрушки позволяют детям включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические.

   С игрушкой ребёнок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляются нравственные и эмоциональные переживания.

  Более сложные технические игрушки, такие как самолёты, танки, луноходы и машины открывают перед  ребёнком мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т.д. Это отличная стимуляция технического мышления, ребёнок обретает представление о деятельности взрослых.

  Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, формируют правильную речь, мимику и пантомимику, а также театрально-речевые способности.

  С 3-х лет у ребёнка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведёрки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведёрко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.

  Подрастая, ребёнок начинает тянуться к спортивно-моторным игрушкам. Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берёт в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.

  К особой группе стоит отнести игрушки-самоделки, ведь их ребёнок создает сам, с определенной игровой целью. Это помогает малышам развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребёнка. К тому же такие  игрушки  являются и способом самовыражения, ведь ребёнок невероятно гордится своим творением. А так как эти игрушки многофункциональны, они особенно интересны малышам.

  Особенно важна роль народной игрушки, цель которой - развивать, занимать, веселить и радовать ребёнка.

  Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Решающее значение для развития ребёнка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, игрушек, с овладением предметной деятельности.

  В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

   Игрушки для ребёнка - это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра - способ его познания.

  Спортивные игрушки побуждают детей к разнообразным действиям и удовлетворяют потребности ребёнка в активном движении. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения,  развитии мелкой моторики, что позволяет развивать типические функции и личностные качества.

   Велико воздействие игрушек на развитие способностей детей. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учётом индивидуальных и возрастных особенностей каждого.

 Игрушка - средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребёнка в раннем дошкольном возрасте.

    Много радости в детскую жизнь вносят игрушки - забавы, назначение которых - вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора.

  Игрушка забавляет и радует ребёнка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

   Благодаря воспитанию, посредством  игрушек, у ребёнка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение. Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка.

  Ребёнок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребёнок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком. Из множества вещей, окружающих ребёнка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребёнка, его характер.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.