Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Автоматизация звуков в домашних условиях.

Дата: 14 января 2020 в 14:48

Автоматизация звуков в домашних условиях.

Составила: учитель-дефектолог О.Н.Третьякова

    Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребёнок научился произносить трудный для него звук.

  Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа коррекционной работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд учителя-дефектолога, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения.

    Скорость прохождения этапа «автоматизации» зависит от частоты занятий по закреплению поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные учителем-дефектологом звуки.

   К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребёнок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

    У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

    Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребёнка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Рекомендуем.

Общеизвестно, как трудно научить ребёнка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребёнка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Очень важно, чтобы ребёнок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребёнка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так.

 Коррекционные занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребёнком, используя для этого любой подходящий момент.

Многие, начиная заниматься с учителем-дефектологм исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже поэтому увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач – «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

 А пока вы придумываете свои игры, предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове. Этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах должен проходить под контролем учителя-дефектолога.

«Загадки».

 Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребёнком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребёнок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребёнку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

 Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребёнку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребёнок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребёнком ролями.

 «Что изменилось?»

 Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребёнок должен рассказать обо всех изменениях.

«Слова вокруг нас».

 Попросите ребёнка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребёнку возможность заметить Вашу ошибку и исправить её. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук «Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком «С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).

 В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

       Постепенно, незаметно для себя, ребёнок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребёнок, сначала с вашей помощью, а затем и без неё. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребёнок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.