Дети устают в детском саду по разным причинам, поэтому и приемы расслабления могут быть тоже различны. Наиболее распространенный источник напряжения – это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой и т.д. не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило – он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.
Ребенок может соскучиться и по родителям – поэтому не следует, приведя его домой сразу же бросаться к выполнению домашних дел. пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для него, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать, поиграть.
Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой – небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей – как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.
Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другой ручного труда.
А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком – к чему инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, брат или сестра, книги) – то и является для него источником стихийной психотерапии.