Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 69 человек

Как помочь ребёнку развить связную речь.

Дата: 21 января 2019 в 11:58

Как помочь ребёнку развить связную речь.

       Автор: учитель-дефектолог О.Н.Третьякова

       Многие родители считают, что если ребенок знает цифры, названия букв, читает и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Но помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

      Что же такое «Связная речь»? Под связной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим  условием для развития его личности. Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребёнок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения, способным при необходимости (например, при переписке) заменить собою устную речь.

     Связная речь начинает развиваться у детей только после 3 лет, так как в этом возрасте у ребёнка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. В этом возрасте малыши задают много вопросов взрослым (дети – «почемучки»), пытаются объяснить свои действия (налил воды потому, что кошка хочет пить).

    К  4-5 годам, у ребенка уже имеются в наличии необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода «материальная база» для неё — он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими нормами языка, что позволяет ему правильно строить предложения.

   После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

   После 5 лет дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает).

   После 6 лет они могут придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ.

   Как же помочь ребенку развить связную речь? Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребёнка желание о чём-то рассказать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». В наших силах специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения.

АЛЬБОМЫ

-Создайте фотоальбомы о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем отпуске, о домашних делах, о его комнате, о вашей семье, о домашнем любимце и т.д.

-Альбом нужно не просто сделать и убрать, а обсудить каждую фотографию с ребенком. Пусть он расскажет, кто снят, что он делает, что было до и после этого.

-Это должен быть настоящий, а не виртуальный альбом. Ребенок может взять его в руки, посмотреть еще раз, показать друзьям, отнести в детский сад. Хорошо, если фотографии наклеены в небольшой альбом для рисования и рядом записан рассказ ребенка. Тогда взрослый, которому ребенок показывает свой альбом, может помочь ему при затруднениях наводящими вопросами.

РАССКАЗЫ РЕБЕНКА

-Чаще просите ребенка рассказывать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку – папе, бабушке, знакомым.

ПЕРЕСКАЗЫ

-Просите пересказать то, что вы прочитали ребенку вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.

-Если вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто с вами не был.

        Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую практику дошкольника дома. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.