Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 69 человек

Консультация для родителей Тема: «Что и как читать детям с нарушениями речи»

Дата: 5 октября 2017 в 16:18

Отраженье исчезнувших лет, 

                                                                                          Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет –

Это – книга…

Книги, прочитанные в детстве, влияют на нас гораздо больше всех остальных. Они не просто дают необходимую информацию, как это происходит во взрослом возрасте. Они воспитывают и формируют личность. Дети, привыкшие к книге, гораздо более самостоятельны в суждениях и поведении, легче вступают в контакты.

С книгою ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески.

К тому же книга способствует более быстрому формированию речевых навыков, что очень важно. Чтение книг обогащает  и актуализирует словарный запас ребенка, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания,  нормализует  произносительную сторону речи, делая ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Современные дети начинают говорить в целом на полгода позже, чем еще 20 лет назад. Возможно, это связано именно с тем, что взрослые  стали меньше уделять внимания книгам. 

Тема: «Что и как читать детям с нарушениями речи»

1. Показывайте детям, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Дети это почувствуют и утратят интерес к чтению.

2. Демонстрируйте детям уважение к книге, приучайте их аккуратно обращаться с ней. Они должны знать, что книга -- это не игрушка, не крыша для кукольного домика и не повозка, которую можно возить по комнате. Рассматривайте книгу на столе, осторожно переворачивайте страницы, после уберите ее на место.

3.  Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с детьми, чтобы они могли видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Таким образом, они чувствуют, что повествование обращено к ним, а вам видно, какие чувства вызывает у них то, о чем вы читаете.

4.  Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснять детям в доступной им пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике.

5.  Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Вы должны тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятие, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. Вам потребуются и психологические способности, чтобы вовремя и точно определить, где остановить сказку (рассказ) (с целью дать возможность детям порассуждать по поводу услышанного или предположить, что случится с героями дальше).

В процессе чтения очень важно периодически давать детям возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки» -- это ощущения, которые могут быть разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.

6.  Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную

ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает детям воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

7.  Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, дети все равно перестанут воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы, для этого надо заранее ознакомиться с этим рассказом.

8. Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать,  а рассказывать. Этим у детей воспитывается  умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство со сказкой не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации.

     После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации,  провести беседу, которая поможет ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории. Желательно задавать вопросы, помогающие формированию лексико-грамматических представлений детей, а также побуждающие их анализировать, рассуждать, делать выводы. Одни вопросы помогают выяснить,  насколько дети поняли сюжет, другие помогают точнее охарактеризовать героев сказки, третьи -- обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды,  почувствовать главную идею произведения.

     Во время беседы с детьми по содержанию сказки  следует обратить их внимание на то,  какими средствами достигается соответствующее впечатление (например, постоянство характеров персонажей, описание героев и их поступков, образность и напевность языка, повторы, картины природы, юмористические моменты, драматические повороты сюжета и т.д.).

     Интересен прием словесного рисования характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Детям предлагается вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие кар­тинки они хотели бы нарисовать к сказке. Дети не только используют слова и выражения из художественного текста, но и придумывают свои.

     Разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам. 

9. Читайте скороговорки, пусть ребенок повторяет их, ведь они развивают дикцию, четкость,  интонационную выразительность речи.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.