Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 69 человек

Профилактика речевых нарушений.

Дата: 16 октября 2017 в 12:07

Профилактика речевых нарушений.

Профилактика речевых нарушений складывается из:

  1. Заботы о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов.
  2. Заботы о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.

1.Решение первой задачи выражается в следующем:

  • Предупреждение ушибов в области головы;
  • Предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков проф. прививок, исключение непосредственного контакта с больными и пр.);
  • Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение ушных заболеваний);
  • Охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:
  • Предупреждение и лечение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
  • Исключение случаев сосания пальцев или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию перекрестного прикуса)
  • Раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (но не имеется ввиду возрастная смена зубов)
  • Подрезание короткой уздечки, если это показано врачом в раннем возрасте (в возрасте 4-5 лет подрезание уздечки совместно с коррекционными занятиями)
  • Охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);
  • Охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов, запугиваний, щадящий режим во время болезни и после ее окончания) важен при предупреждении невротических расстройств и заикания.

2.Забота о правильном речевом развитии ребенка выражается в следующем:

  • Обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (отсутствие речевых нарушений у окружающих);
  • Поощрение лепета ребенка мимикой радости;
  • Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;
  • Отчетливое произнесение взрослым неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
  • Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;

 

  • Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;
  • Полное исключение «сюсюкания» с ребенком, лишающего его образца для подражания;
  • Занятия музыкой, ритмикой и пением. Способствует развитию правильного дыхания и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
  • Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайную роль в овладении полноценной речью.

Важно не забывать и о профилактики рецидивов (возвратов) речевых расстройств. Наиболее частые рецидивы при заикании. Даже при нарушении звукопроизношения  может произойти возврат к старой дефектной артикуляции. Родителям и после прекращения коррекционных занятий в течение некоторого времени проводить с ребенком специальные упражнения  и осуществлять контроль за его речью.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.